2008-08-05

Истина где-то там... или 19 правил ведения дискуссии.

В любой области, где работает больше одного человека, в команде периодически возникают споры и обсуждения по тому или иному вопросу. В команде же, когда у нескольких людей обязательно есть свой взгляд на определенные вопросы - подобные дискуссии постоянны. И это правильно и логично, если бы не как минимум два НО:

- Они занимают значительную часть рабочего процесса. Часто, даже очень значительную. Особенно это характерно для команд, где начинают работать люди не знающие друг друга раньше. Что нормально - ведь они понимают друг друга хуже и медленнее чем сработавшиеся коллеги, говорят на разном языке, используют разные термины и так далее.
- И так же во время подобных споров иногда случается ухудшение отношений, обида и так далее, вследствие осознанного или неосознанного использования "грязных" приемов (о них ниже), чрезмерное увлечение эмоциями, или не правильной оценки целей спора одной из сторон. И как результат часто эти люди после первых нескольких стычек вообще не могут больше вместе работать или им требуется сделать огромное усилие для этого. Ведь осадок от одного поспешного поступка может остаться на многие годы...

Но долгие споры и непонимания случаются и с сработавшимися людьми если они забывают о принципах ведения подобных дискуссий. У людей же, которые друг друга знают, и, что важно, помнят о том, как лучше вести дискуссию - весь процесс занимает значительно меньше времени, и вероятность успешного результата без негативных осадков значительно выше. А это ой как важно в команде профессионалов (и настоящие и будущие профессионалы это понимают :) ).


По данной теме написано тонны материала, я даже порылся в гугле и внизу приведу пару ссылок, но хотелось бы изложить еще все своими словами. Для закрепления, так сказать.

Итак, вот мои 19 правил.

1) Определите термины, которые вы будете использовать. Часто люди называют одними словами разные вещи. Обычно в моих спорах это самая частая причина недопонимания.

2) Думайте головой. Спор - это чаще всего активный поиск истины и решения, поиск аргументов и опровержений. Если вы сейчас не в состоянии думать, может лучше не спорить а отложить дискуссию на потом?

3) Помните про цель спора. Ваша задача найти решение какой-то конкретной проблемы, а не доказать что вы круче или еще что-то. Для этого я периодически спрашиваю себя и других: «то что мы сейчас обсуждаем - оно ли относится к нашей проблеме?» Частенько ответом является – «нет», просто походу решили поспорить на параллельную тему :). Если же ваша цель - доказать, что вы круче, читайте про "грязные приемы" ниже :).

4) Касательно цели , если предмет спора большой, то желательно разделить его на под-вопросы, и каждый обсуждать по отдельности, по возможности не перепрыгивая.

5) Внимательно слушайте собеседника. Все знают что уха Два, а рот Один - не случайно :). Я сам частенько грешу тем что пока собеседник говорит, я пользуясь случаем, продумываю свою линию. Не удивительно, что после часа разговора иногда можно вообще ни к чему не прийти.

6) Не переходите на личности. Уважайте людей, с которыми дискутируете, иначе спор может перейти в конфронтацию, что только помешает достижению результата.

7) Еще раз - помните, что ваша задача, решить проблему и принятие точки зрения другого человека это не поражение, а победа, если решение хорошее. Многие думаю, что если их переспорят, то они покажут себя с плохой стороны. По-моему это чушь, вы покажете себя с плохой стороны, если будете стоять на своем без конкретных аргументов.

8) Старайтесь оперировать аргументами и учитывать плюсы и минусы каждого подхода. таким образом все данные спора будут максимально структурированы и легче будет принять общее решение. Аргументы желательно подкреплять обоснованными примерами , собственными или ссылками. по многим техническим вопросам одинаковые споры проводятся в каждой команде. Почему бы не поискать в Интернете или спросить кого-то.

9) Не забывайте, что некоторые вопросы могут относиться к вопросам типа "Холи Вор - Holy War" - такие вопросы часто не имеют однозначного решения, и если аргументы уравниваются - тот, кто рангом выше берет ответственность за решение на себя и выбирает сам.

10) Не останавливайтесь на мало приоритетных вопросах на долго. Сначала решайте приоритетные вопросы, потом добивайте мелкие. Часто мелкие вопросы отпадают когда решится несколько главных. Плюс по-моему не эффективно тратить час на решение как назвать ту ли иную папку если это не влияет значительно на весь подход.

11) Любой спор это хорошее упражнение в общении. Относитесь к спору как методу улучшения своих коммуникативных навыков, тогда вы будете получать больше удовольствия от процесса. (то есть, лучше получать удовольствие чем не навидеть сам процесс спора).

12) Записывайте результаты, которых вы достигли в обсуждении того или иного вопроса чтобы потом к ним не возвращаться снова.

13) Старайтесь максимально четко излагать свои мысли и позицию. Чем понятнее вы говорите, тем легче будет вашему собеседнику слушать и понимать вас.

14) Важный пункт - если видите что вас не понимают, начните сначала. Просто подумайте, как еще можно объяснить вашу позицию, чтоб было понятнее собеседнику. И делайте это снова и снова пока не объясните (в разумных пределах конечно).

15) Уточняйте, правильно ли вы понимаете собеседника говоря его утверждения своими словами. Это поможет вам легче прийти к одной терминологии и уменьшит вероятность недопонимания.

16) Помогайте другим в формулировке их мыслей и идей. если видите что человек затрудняется четко сформулировать что-то - задайте наводящие вопросы, уточните, переформулируйте его слова. Ваша цель - понять, что он хочет сказать.

17) Ограничивайте ваши споры по времени. Иначе они могут затянуться на часы и дни. Если вы не вкладываетесь в время - решите что делать, иногда это может быть решение в приказном порядке, иногда привлечение стороннего специалиста, в общем действие по ситуации.

18) Контролируйте свои эмоции. Не позволяйте эмоциональным порывам или словам действовать за вас. На мой взгляд, эмоции в аргументированном споре – только во вред как самому предмету спора, так и вашим отношениям.

19) И важно - помните, положительно решенный спор приносит значительно больше удовольствия чем ссора.

И напоследок несколько ссылок в тему.

http://www.newsland.ru/News/Detail/id/246851/cat/76/ - интересная хорошо написанная статья как вести спор.
http://www.jobs.ua/articles/11/875/ - статья средняя, но интересно выделяются проблемы новичка в команде.
http://www.militiadei.nm.ru/dialog.htm - прикольная статья о том, как церковные проповедники могут убеждать человека.
http://solomko.net/spor/ - не плохой подбор "грязных" трюков и уловок демагогии. Полезно знать.
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000817/kk.htm - много текста, но вроде по теме, сам не читал :)

Если вы можете скинуть еще интересные ссылки - с удовольствием добавлю. Уверен, есть много хорошо структурированных работ о теме.

3 комментария:

  1. А где пункт 2?

    "
    За всю жизнь я понял две вещи:
    1. Никогда не говори всего что знаешь.
    2. ...
    "

    ОтветитьУдалить
  2. :)

    Пропустил. Когда-нибудь важное правило добавлю под пунктом два. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Все недостающие пункты добавил. теперь их четко 19ть.

    ОтветитьУдалить